Кажется, нас ждет новая эра в мире веб-аналитики. С 1 июля 2023 года Universal Analytics прекратит работу, а эстафету перехватит Google Analytics 4. Назвать инструмент новым можно с натяжкой: четвертую версию выпустили еще осенью 2020-го. Но только весной этого года ее создатели начали активно призывать пользователей переходить на GA4. Команда инновационного digital-хаба Wunder Digital перешла на Google Analytics 4 несколько месяцев назад и теперь готова поделиться своим опытом. Аналитик Дмитрий Ильюкевич рассказал об отличиях инструментов, плюсах и минусах новой системы.
Universal Analytics и Google Analytics 4: в чем разница
Главная особенность Google Analytics 4 – новая концепция сбора данных, которая основана на событиях (event-based architecture). В UA событиями считались только некоторые типы обращений, в новой версии аналитики любое действие пользователя – событие.
Если раньше в сборе информации упор был на «сеансы» (среднее время визита, количество посещений страницы и просмотренных страниц), то теперь акцент сместили на «события». Анализируя действия пользователя, вы сможете лучше понять клиента и подготовить для него максимально персонализированное предложение.
Преимущества GA4
Помимо новой концепции сбора данных, у GA4 есть еще как минимум 3 преимущества.
- Кроссплатформенная аналитика. У маркетологов появилась возможность объединить 2 аналитики в одном месте: GA4 работает не только с веб-сайтами, но и с мобильными устройствами. Если сегодня пользователь зайдет на сайт компании через компьютер, а завтра с телефона заглянет в мобильное приложение, система аналитики свяжет все сеансы в единый отчет. Так вы сможете получить максимально полную картину путешествия пользователя.
- Отказ от сторонних cookie. В январе 2024 года Google ограничит использование данных пользователей в интернете. Четвертая версия аналитики – один из этапов в этом процессе. В обновленном инструменте количество используемых cookie значительно уменьшится, GA4 будет использовать внутренние идентификаторы. Параметр IP-анонимизации установлен по умолчанию, и перенастроить его нельзя.
- Искусственный интеллект. Важная составляющая GA4 – Machine Learning, с помощью которого прогнозы системы станут точнее. GA4 может:
- предсказывать вероятность конверсий и, основываясь на этих данных, создавать аудитории для Google Ads;
- предугадать увеличение спроса;
- предупредить о возможном оттоке клиентов;
- обнаружить аномалии в отчетах.
Разобравшись с преимуществами четвертой версии, мы также выделили ее плюсы и минусы.
Плюсы GA4
- Простая настройка. Google Tag Manager позволяет создавать цели в GA4 в несколько кликов. Используя контейнер, вы сможете добавлять события, цели и сторонний код на сайт без привлечения разработчика. Из GTM в систему информация передается в течение 48 часов.
- Интеграция с DV360 и Firebase. Так вы сможете получать более точные данные.
- Возможность бесплатно «привязать» BigQuery. Теперь выгружать информацию в базы данных будет проще: раньше связать UA и BigQuery можно было только с платной подпиской в BQ.
- Инструмент DebugView. Эта функция посекундно фиксирует события – вы сможете получать данные о пользователях в режиме реального времени и, если необходимо, устранять неполадки, связанные с тегами.
Минусы
- Нет «ассоциированных конверсий». В UA многие специалисты часто обращались к этому параметру, в новой версии его нет.
- User Experience. С точки зрения «юзабилити» обновленный интерфейс кажется сложнее. В предыдущей версии необходимые параметры можно было интуитивно найти в левой части экрана, теперь случайно наткнуться на подходящую кнопку не получится – надо знать, где искать.
Почему важно перейти на GA4 прямо сейчас
Потому что 1 июля 2023 года Universal Analytics перестанет работать, и, что будет с данными, которые собирались годами, пока неизвестно. Специалисты Google рекомендуют как можно раньше переходить на GA4, чтобы начать сбор данных там. По оценкам представителей корпорации, процесс перехода займет около 30 дней. Из-за высокой нагрузки на систему один лишь перенос данных может длиться до двух недель.
Для тех, кто забудет перейти на четвертую версию до июля, Google автоматически создаст ресурс GA4, скопировав все настройки с UA. Однако лучше самостоятельно и заранее создать ресурс, чтобы начать сбор данных и статистики в новом интерфейсе.
Вывод
Четвертое поколение Google Analytics – это не просто очередная версия с косметическими правками, а новый и перспективный инструмент, который изменит процессы аналитики и повысит качество получаемых данных.
Сокращение cookie, Machine Learning и больше внимания действиям пользователя положительно повлияют как на развитие веб-аналитики, так и на весь маркетинг. Время перемен – идеальный момент, чтобы «подружиться» с аналитикой.